Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
Настройки
Выберите шрифт:
Интервал между буквами (Кернинг):

Адаптированная основная образовательная программа ГБДОУ НАО "ЦРР - ДС "Радуга" для детей с задержкой психического развития

Описание адаптированной основной образовательной  программы  ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Радуга» детей с задержкой психического развития

Описание образовательной программы

Адаптированная основная образовательная программа ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС «Радуга» для детей с задержкой психического развития разработана в соответствии с:

- Законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273 - ФЗ   от 29.12.2012);

- Федеральным государственным образовательным  стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 15.05.2013 №26) в ред. от 20.07.2015 №28, от 27.08.2015 №41

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования (приказ от 30 августа 2013г. №1014);

Программа разработана на основе:

•        «Образовательной программы ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС «Радуга»

•        «Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития».

    Целью программы является проектирование модели образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ЗПР дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности, их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности и обеспечение условий для дошкольного образования детей с задержкой психического развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей.

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У рассматриваемой категории детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми. У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих - мотивационный компонент деятельности.

В соответствии с классификацией К.С. Лебединской традиционно различают четыре основных варианта ЗПР.

Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). В данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоционально-личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Снижена мотивация в интеллектуальной деятельности, отмечается недостаточность произвольной регуляции поведения и деятельности.

Задержка психического развития соматогенного генеза у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении. Наиболее выраженным симптомом является повышенная утомляемость и истощаемость, низкая работоспособность.

Задержка психического развития психогенного генеза. Вследствие раннего органического поражения ЦНС, особенно при длительном воздействии психотравмирующих факторов, могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка. Это приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, и даже к патологическому развитию личности. На первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции. Дети не способны к длительным интеллектуальным усилиям, страдает поведенческая сфера.

Задержка церебрально-органического генеза. Этот вариант ЗПР, характеризующийся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее тяжелой и стойкой формой, при которой сочетаются черты незрелости и различные по степени тяжести повреждения ряда психических функций. Эта категория детей в первую очередь требует квалифицированного комплексного подхода при реализации воспитания, образования, коррекции. В зависимости от соотношения явлений эмоционально-личностной незрелости и выраженной недостаточности познавательной деятельности внутри этого варианта.

И.И. Мамайчук выделяет четыре основные группы детей с ЗПР:

1.     Дети с относительной сформированностью психических процессов, но сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.

2.     Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенного происхождения и с осложненной формой психофизического инфантилизма.

3.                       Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с достаточной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).

4.                       Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабо выраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, обнаруживающие первичную дефицитность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования, регуляции и контроля. Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно, слабо развита произвольная регуляция деятельности. Качественное своеобразие характерно для эмоционально-волевой сферы и поведения.

      Таким образом, ЗПР – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер.

Адаптированная основная образовательная программа ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС «Радуга» для детей с задержкой психического развития

Краткая презентация адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР ГБДОУ НАО ЦРР-ДС Радуга

Учебный план

Учебный план является нормативным актом, устанавливающим объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности.

Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.

 Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели.

Предлагаемый учебный план – это комплексное решение задач, обеспечивающих развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и решающий задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей, их всестороннего воспитания, развития на основе организации НОД.

Учебный план

Календарный учебный график

Календарный учебный график учитывает возрастные психофизиологические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны и жизни и здоровья.

Содержание календарного учебного графика включает в себя: режим работы ОО, продолжительность учебного года, количество учебных недель в году, продолжительность учебной недели, количество НОД, длительность одного занятия, объем непосредственно образовательной нагрузки, срок проведения мониторинга.

Продолжительность учебного года: 01.09.2020г. - 31.05.2021г.

Режим работы учреждения: 12 часов - с 7.00 до l9.00, кроме субботы, воскресенья, календарных праздничных дней.

Календарный учебный график

Описание адаптированной основной образовательной  программы