Описание адаптированной основной образовательной программы
ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Радуга» детей с тяжёлыми нарушениями речи
Описание образовательной программы |
Адаптированная основная образовательная программа ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС «Радуга» для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с: - Законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273 - ФЗ от 29.12.2012); - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года); - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 года № 28); - «Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СанПин 1.2.3685-21 от 28 января 2021 года № 2); - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования (приказ от 30 августа 2013г. №1014). Программа разработана на основе
Целью данной программы является - построение системы коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников; создание благоприятных условий (среда: вариативная, трансформируемая, полифункциональная, доступная, безопасная, эстетичная) для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития, при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Уровни речевого развития (Филичева Т.Б.) 1 уровень: речевые средства ребенка ограничены, активный словарь не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. 2 уровень: в самостоятельных высказываниях ребенка есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. 3 уровень: характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико - фонематического недоразвития. 4 уровень: характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Цель программы: построение системы коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников; создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. |
Учебный план |
Учебный план является нормативным актом, устанавливающим объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. Предлагаемый учебный план – это комплексное решение задач, обеспечивающих развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и решающий задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей, их всестороннего воспитания, развития на основе организации НОД.
|
Аннотации к рабочим программам дисциплин |
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС «Радуга» для детей с тяжелыми нарушениями речи». Рабочая программы определяет содержание и организацию образовательного процесса в группе компенсирующей направленности, направлена на полноценное проживание ребенком дошкольного детства, формирование базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в школе. Структура рабочей программы соответствует ФГОС ДО и включает в себя следующие разделы: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел. Содержание рабочей программы включает интеграцию образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, по основным направлениям. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается в рамках организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности дошкольников. Построение образовательного процесса в содержании рабочей программы основано на принципе комплексно-тематического планирования, что дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестацией воспитанников. Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для: индивидуализации образования, оптимизации работы с группой.
|
Календарный учебный график |
Календарный учебный график учитывает возрастные психофизиологические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны и жизни и здоровья. Содержание календарного учебного графика включает в себя: режим работы ОО, продолжительность учебного года, количество учебных недель в году, продолжительность учебной недели, количество НОД, длительность одного занятия, объем непосредственно образовательной нагрузки, срок проведения мониторинга. Продолжительность учебного года: 01.09.2021г. - 31.05.2022г. Режим работы учреждения: 12 часов - с 7.00 до l9.00, кроме субботы, воскресенья, календарных праздничных дней. |